Глоссарий

Тема закреплена

При обсуждении аутизма часто встречаются сокращения, термины, которые не всегда понятны новичкам. В данной теме мы даем краткое описание данных терминов

#1 16 февраля 2025 в 07:56

РАС — Расстройство аутистического спектра.

Атипичный аутизм — это особая форма аутистических расстройств, которая отличается от классического детского аутизма. У детей с атипичным аутизмом симптомы проявляются позднее и их меньше, чем при классическом аутизме. Атипичный аутизм может быть связан с наследственными факторами, структурными изменениями головного мозга, пренaтальными и натальными осложнениями, психическими и соматическими заболеваниями.

Синдром Аспергера — также особая форма РАС, которая сопровождается сложностями во взаимодействии с другими людьми и в общении. Уровень интеллекта у пациентов с этим синдромом остаётся нормальным или даже очень высоким. Синдром получил название в честь австрийского врача Ганса Аспергера.

УО — умственная отсталость. Это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации. Умственная отсталость делится на четыре степени тяжести: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1994 г.) умственная отсталость подразделена по тяжести на лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую.

ЛУО — лёгкая умственная отсталость.

УУО — умеренная умственная отсталость.

ТУО — тяжелая умственная отсталость.

ГУО — глубокая умственная отсталость.

ТМНР — расшифровывается как тяжёлые множественные нарушения развития. Это состояние, при котором у человека есть психические и интеллектуальные отклонения, сочетающиеся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.

ЗПРР — это задержка психоречевого развития ребёнка. Это расстройство, при котором нарушено нормальное развитие психических функций — речь, мышление, память, внимание и приобретение новых навыков.

СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это состояние характеризуется трудностями с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью.

Вокализация  — это распространённое нарушение, которое выражается в повторении отдельных звуков и слогов или в виде резких непроизвольных звуков, таких как вскрикивания, распевы или протяжные звуки, напоминающие плач или завывания. Это может быть маркером аутизма, особенно у детей с расстройством аутистического спектра.

Стереотипии — это повторяющиеся действия или движения, которые могут быть двигательными, зрительными, речевыми, поведенческими, ритмическими, тактильными или самоагрессивными. Они часто наблюдаются у детей с расстройством аутического спектра (РАС), умственной отсталостью, сенсорной депривацией и нарушениями зрения. Стереотипии могут также возникать при психических расстройствах, генетических заболеваниях и других состояниях.

Алалия — это патологическое состояние, характеризующееся недоразвитием или полным отсутствием речи. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.

Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, при котором слова или звуки из разных источников (мультфильмы, кино, реклама, песни, разговоры) повторяются бесконтрольно и автоматически, как эхо, без глубокого понимания их смысла.

АВА-терапия — это коррекционно-развивающее вмешательство, направленное на коррекцию поведения, обучение необходимым навыкам и общее развитие когнитивных, эмоциональных и коммуникативных функций у детей с аутизмом и другими ментальными и интеллектуальными особенностями. Этот подход основан на принципах прикладного анализа поведения и использует стимулы для изменения нежелательного поведения ребёнка на социально значимое и положительное.

Тест Векслера — это методика оценки интеллекта, разработанная американским психологом Дэвидом Векслером. Она включает в себя различные субтесты, направленные на измерение вербального понимания, рабочей памяти, скорости обработки информации и других когнитивных способностей. Существуют детская и взрослая версии теста.

Стимы - это сокращение от «самостимулирующее поведение». Это повторяющиеся движения без определённой цели, такие как тремор рук, раскачивание туловища, прыжки, покачивание головой, постукивание карандашом и так далее. Стимы характерны для многих людей с расстройством аутистического спектра (РАС).

АФК — это адаптивная физическая культура. Это комплекс упражнений и подходов, который учитывает физические, психологические и социальные потребности людей с ограниченными возможностями и помогает им участвовать в физических активностях и спорте.

Дефектолог — это специалист в области дефектологии, который занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и реабилитацией людей с нарушениями в различных сферах развития, таких как психика, речь, слух, зрение, двигательные навыки и другие аспекты функционирования организма.

Логопед — это специалист, работающий с людьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Он проводит коррекцию, устраняет недостатки речевого развития и стимулирует развитие речи при её отсутствии или восстанавливает речь в случае её распада. Логопед работает с детьми и взрослыми, имеющими речевые нарушения, и помогает им улучшить коммуникативные навыки и социализацию.

Нейропсихолог - это специалист, изучающий связь работы мозга с поведением и мышлением человека. Он может проводить нейропсихологическую диагностику, выявлять зоны головного мозга, требующие дополнительной нагрузки, и составлять индивидуальные программы занятий для пациентов.

ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия. Она проводится для комплексного обследования психоречевого развития ребёнка специалистами разных профилей, например, учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом и социальным педагогом. Цель ПМПК — своевременное выявление детей с особенностями физического, психического развития и поведенческими отклонениями, нуждающихся в специальной помощи в рамках действующей системы образования

Пищевая избирательность — это ситуация, когда ребёнок выборочно выбирает, чем питаться, и не употребляет определённые виды пищи. Это может быть связано с нарушением сенсорного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Микрополяризация — это высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных отделов центральной нервной системы под действием постоянного тока низкой интенсивности. Этот метод был впервые предложен в лаборатории академика АМН СССР Н. П. Бехтеревой. Микрополяризация проводится с использованием малых площадей электродов (100–600 кв. мм) на корковых или сегментарных проекциях головного и спинного мозга.

Семейное образование - это альтернативная форма получения образования, при которой ребёнок учится дома, а ответственность за получение знаний лежит на родителях. Ребёнок может посещать школьные кружки и секции, обращаться к школьному психологу и логопеду, получать бесплатные учебники и участвовать в олимпиадах и конкурсах.

ЭЭГ (электроэнцефалография) — это исследование электрической активности головного мозга. При выполнении этого исследования на голову пациента надевается специальная силиконовая или тканевая шапочка с присоединёнными к ней электродами, которые регистрируют электрическую активность в разных точках головы. Результаты изменений этой активности выводятся на экран компьютера или бумажную ленту в виде графиков, по которым врач определяет характер и природу расстройств у пациента.

РЭГ (реоэнцефалография) — это неинвазивный, безопасный и безболезненный метод диагностики состояния мозгового кровообращения. Он основан на записи изменяющейся величины электрического сопротивления тканей при пропускании через них слабого электрического тока высокой частоты. РЭГ используется для контроля интенсивности мозгового кровенаполнения, состояния тонуса и эластичности сосудов, интенсивности венозного оттока из полости черепа, а также для выявления поражений сосудов головного мозга и оценки мозгового кровообращения после операций или травм.

 
 
 
АСВП — это акустические стволовые вызванные потенциалы. Это метод медицинской диагностики, который регистрирует нарушения связи между органами слуха и головным мозгом.
КСВП — это коротколатентные слуховые вызванные потенциалы. Это метод диагностики слуха, который используется для выявления места поражения слуховой системы у детей и взрослых.
Аудиометрия - это метод исследования в отоларингологии, который позволяет определить остроту слуха. Она проводится с помощью специального оборудования и не причиняет пациенту боли. Аудиометрия включает исследование порога слышимости, минимальной интенсивности звука заданной частоты, которую может уловить ухо человека. Результат аудиометрии представляется в виде аудиограммы — графика, где на горизонтальной оси отображается частота звука, а на вертикальной — его интенсивность, слышимая ухом пациента.
#2 16 февраля 2025 в 08:04

Если что-то забыл, добавляйте

#3 16 февраля 2025 в 10:25

Добавьте Аспергера тогда уж

#4 16 февраля 2025 в 10:36

Добавьте Аспергера тогда уж

Александра

 Спасибо. Добавил

Вы не можете отвечать в этой теме.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать на форуме.
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.