21 эффективный способ коммуникации с невербальным ребенком
У людей с нарушениями речи или полностью невербальных коммуникативные потребности идентичны нейротипичным. Однако для эффективного взаимодействия требуются дополнительные усилия.
Все предложенные методы основаны на опыте родителей детей с особенностями и взрослых невербальных людей. Они доказали свою эффективность, но индивидуальная результативность может варьироваться.
1. Жесты вместо слов. Используйте понятные жесты для общения. Например, хлопок ладонями может означать слово «да».
2. Уровень глаз. Присядьте, чтобы ваши лица находились на одной высоте во время разговора.
3. Комментируйте происходящее. Регулярно озвучивайте все действия и события вокруг, даже если ребенок не разговаривает.
4. Фокус на лице. Это необходимо при трудностях с визуальным контактом.
5. Интерпретируйте поведение. Анализируйте невербальные сигналы, чтобы понять их причину и скрытые потребности.
6. Зеркальный контакт. Если прямой зрительный контакт осложнен, общайтесь через отражение в зеркале.
7. Визуальный выбор. Предлагайте альтернативы: «Ты хочешь это? (покажите предмет) Или это? (другой предмет)».
8. Творческое самовыражение. Предложите рисование, танцы, музыку, взаимодействие с разными текстурами. Участвуйте вместе.
9. Глазной контакт не всегда обязателен. Некоторым детям он мешает сосредоточиться на информации.
10. Куклы и песни. Используйте игры с куклами или домашними питомцами при склонности к этим формам взаимодействия.
11. Социальные истории. Создавайте персонализированные истории с помощью фото и простых программ на темы из жизни ребенка.
12. Коммуникационные карточки. Изготовьте карточки с изображениями важных предметов, игрушек и людей для выражения желаний.
13. Карта «сюрприз». Используйте специальную карточку, чтобы заранее предупредить о незапланированных событиях.
14. Мобильная камера. Фотографируйте интересные объекты во время прогулок для последующего обсуждения.
15. Язык жестов. Освойте специализированный язык жестов (например, для глухонемых), чтобы ребенок мог выражать потребности.
16. Предметы-символы. Используйте знакомые предметы как обозначения действий: ложка — еда, полотенце — купание.
17. Приложения-коммуникаторы. Рассмотрите программы типа Proloquo2Go, удобные для работы на планшетах.
18. Информационный буклет. Создайте краткое описание особенностей общения с ребенком для учителей, нянь, логопедов.
19. Коммуникационные пособия. Применяйте книги и таблицы с символами для выбора ребенком ответов.
20. Сигнальные повязки. Зеленая повязка на руке — знак «да», красная — «нет», понятный всем окружающим.
21. Печать на планшете. Если ребенок знает алфавит, используйте приложения, преобразующие набранный текст в речь.