Целенаправленное поведение, обучение и воспитание ребенка с тяжелой формой аутизма

Тип статьи:
Рецензия

Предлагаем вашему вниманию краткий пересказ статьи «Описание работы по формированию целенаправленного поведения, обучению и воспитанию ребенка с тяжелой формой аутизма» автор Р.К. Ульянова, К.Н. Ульянов.

Зарегистрированным пользователям доступна полная версия статьи по ссылке

  • Описание ребенка

    • Рома поступил в группу детей с аутизмом в 5,5 лет.

    • Проблемы в поведении, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

    • Развитие моторики: голова с 2 месяцев, сидеть и стоять с 8 месяцев, ходить с 1 года 3 месяцев.

    • Неврологические проблемы: синдром пирамидной и мозжечковой недостаточности.

  • Особенности раннего развития

    • Гуление и лепет по возрасту, первые слова и фразы с 1 года.

    • Срыгивание до 7 месяцев, равнодушие к мокрым пеленкам.

    • Контакты с родными с 3-4 месяцев, негативизм к чужим до 1 года.

  • Развитие речи и моторики

    • На 2 году быстро развивалась речь, запоминал и воспроизводил стихи и прозу.

    • Моторная неловкость, долго не осваивал навыки самообслуживания.

    • К 3 годам речь стала невнятной, появилось заикание.

  • Поведение и контакты

    • Плохо спал, извращенная формула сна до 3 лет.

    • С 5 лет начал много читать, полностью «уходя» в мир книг.

    • С детьми не общался, был раним, не переносил глазного контакта.

  • Попытки лечения и адаптации

    • С 5 лет находился под наблюдением детского психиатра, улучшилась речь.

    • Попытка помещения в детский сад в 4 года, Рома был напуган.

    • Дома с родными и няней были ссоры, взрывы гнева.

  • Установление контакта

    • Контакт установлен при работе с конструктором, Рома проявлял интерес к чтению схем.

    • В 5,5 лет принят в группу для детей с аутизмом при НИИ дефектологии АПН.

  • Первые наблюдения

    • Нарушение контакта, разлаженность поведения, агрессия, трудности сосредоточения внимания.

    • Правильный грамматический строй речи, достаточный словарный запас.

  • Установление контакта

    • Лицо мальчика малоподвижное, импульсивен, агрессивен.

    • Постепенно успокаивался, называл свое имя и имя матери.

  • Работа с конструктором

    • Работа с конструктором продолжалась несколько недель.

    • Обнаружены нарушения тонкой моторики, слабая точность и координация движений.

  • Первый этап работы

    • Закрепление контакта и отработка взаимодействия с ребенком.

    • Рома читал инструкцию, педагог слушала и выполняла.

    • Интерес и внимание педагога.

  • Формирование избирательного контакта

    • Рома нашел в педагоге союзника и научился следить за её действиями.

    • Педагог вносила поправки в изделия, предупреждая ошибки.

    • Рома научился координировать слова и действия, задавать вопросы.

  • Основные направления работы

    • Развитие предметно-практической деятельности через взаимодействие с педагогом.

    • Обучение взаимодействию с детьми в группе.

    • Снятие страхов, напряжения, агрессии, обучение трудовым навыкам.

  • Первый этап работы

    • Эмоционально значимое взаимодействие с ребенком.

    • Развитие предметно-практических и конструктивных навыков.

    • Рома стал более спокойным и контактным, но агрессия продолжалась.

  • Второй этап работы

    • Расширение сферы взаимодействия с ребенком.

    • Ввод новых заданий в планирование домашнего режима.

    • Развитие учебных навыков и интереса к учению.

  • Третий этап работы

    • Усложнение стереотипа игры в «капитана».

    • Рома впервые сел за парту и начал работать.

    • Выявились зеркальное письмо и левшевство, но буквы становились ровнее.

  • Итоги работы

    • Рома стал усидчивее, мог высидеть 40-45 минут.

    • Буквы и цифры становились ровнее, но бывали срывы.

    • Игра в «капитана» продолжалась почти 2 месяца.

  • Начало работы с Ромой

    • Рома был сильно разлажен и недоступен для обучения

    • Обучение письму проводилось одновременно с изобразительной деятельностью

    • Использовались игровые приемы, такие как «лебедушка»

  • Развитие тонкой моторики

    • Работа с пластилином и природными материалами

    • Напевание русской народной песни «Лебедушка»

    • Рома стал спокойнее и более управляемым

  • Интерес к труду

    • Рома увлекся работой с электроконструктором

    • Изготовление вентилятора вызвало интерес к труду

    • Рома стал более усидчивым и целенаправленным

  • Перенос навыков в другие условия

    • Изготовление зубцов пилы из бумаги, затем из картона

    • Переход к изготовлению «слесарных инструментов»

    • Рома стал более спокойным и организованным

  • Поддержка в массовой школе

    • Рома ходил в школу 1 раз в неделю и 4 раза занимался в группе

    • В классе сидел на первой парте, подчиняясь распорядку

    • Наибольшие успехи в чтении и устном счете

  • Продолжение обучения в группе

    • Рома испытывал затруднения на занятиях по письму, труду и рисованию

    • В группе продолжали обучение нужным навыкам

    • Рома постепенно привыкал к столярным инструментам

  • Перенос деятельности в домашние условия

    • Рома стал более организованным дома

    • Родители заметили улучшение поведения и занятости ребенка

  • Условия для целенаправленного поведения

    • Интерес к трудовым занятиям расширялся

    • Рома планировал занятия, но мог переключаться на работу по заданию

  • Посещение школы

    • Способствовало организации и ответственному отношению к делу

    • Учительница поддерживала контакт с дефектологом

  • Этапы коррекционной работы

    • Преодоление аффективной и поведенческой патологии

    • Отработка взаимодействия и целенаправленного поведения

    • Закрепление способов произвольной деятельности

  • Приемы создания успеха

    • Взрослый незаметно помогал и показывал вклад ребенка

    • Важно дать почувствовать радость от успеха

  • Развитие навыков

    • Рома научился делать разметку, пилить, соединять детали

    • Переходил от моделирования из картона к электронным конструкторам

    • Преодолел страх перед столярными инструментами

  • Работа с деревом

    • Рома построил деревянный домик, получил отличную оценку

    • Научился использовать столярные инструменты на верстаке

  • Развитие тонкой моторики

    • Учился вышивать, ткать, печатать на машинке

    • Писал сочинения, жалобы, вел дневник

  • Развитие изобразительной деятельности

    • Педагог рисовала под диктовку Ромы, внося поправки

    • Рома начал соотносить движения руки с получающимися штрихами

    • Педагог постепенно уменьшала помощь, предлагая дополнить изображение

  • Саморегуляция и координация

    • Гибкое переключение работы Ромы в русло плана педагога

    • Использовались коррекционные приемы по развитию зрительно-моторной координации

  • Специальная программа

    • Разработана программа по развитию графических и оптико-пространственных навыков

    • Обучение начиналось с предметных действий, а не с изобразительной деятельности

  • Особенности работы с аутичными детьми

    • Важно учитывать избирательный интерес ребенка при выборе материалов для рисования.

    • Фломастеры оставляют более яркий след, чем карандаши.

    • Работа требует много времени и терпения.

  • Развитие техники рисования у Ромы

    • Рома не умел рисовать, но проявлял интерес к рисованию.

    • Вопросы педагога помогали осознать связь изображения с реальным миром.

    • Использование необычных объектов и красок привлекало внимание Ромы.

  • Трудности и успехи в обучении

    • Рома начал рисовать только «свое», но постепенно интерес к рисованию усиливался.

    • Педагог использовал гибкость в переключении на необходимую деятельность.

    • Рома научился рисовать предметы округлой формы и работать в группе.

  • Развитие моторики и ручной умелости

    • Отрабатывались движения для различных конфигураций и зрительный контроль.

    • Использовались различные материалы и поверхности для отработки движений.

    • Рома перешел к работе в тетрадях и рисованию геометрических фигур.

  • Результаты и выводы

    • Катамнестические наблюдения показали положительную динамику социализации Ромы.

    • Рома научился писать, ткать, печатать, овладел столярными инструментами и фотографией.

    • Он хорошо знает классическую литературу и поет романсы.

    • Руки Ромы стали сильными и ловкими, он изготавливал настольные игры.

    • Рома хорошо относится к детям и старается преодолевать свои недостатки.

  • Работа с Романом

    • Педагог использовала сверхценный интерес и патологические влечения Романа для развития интереса к работе.

    • Вносила коррективы в рисунки, чтобы приблизить их к реальности.

    • Обучала технике рисования, используя различные материалы и виды трудовой деятельности.

  • Развитие навыков и социализация

    • Учила выполнять задания, отрабатывала тонкости техники рисования.

    • Роман становился более самостоятельным и добрым, овладел трудовыми навыками.

    • Семья активно взаимодействовала с педагогами, что способствовало адаптации и социализации.

  • Переход к письму

    • После отработки точности формообразующих линий, учили рисовать различные формы и конструкции.

    • Штриховка контуров предметов и конструкций укрепляла мелкие мышцы пальцев и кистей рук.

    • Переход к письму осуществлялся постепенно, через рисование узоров и подготовку к написанию элементов букв.

  • Катамнез

    • Роман закончил 11 классов с отличными оценками, поступил в университет.

    • Получил приз за участие в передаче «Что? Где? Когда?».

    • В 30 лет работает и путешествует с матерью по разным странам.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.