Целенаправленное поведение, обучение и воспитание ребенка с тяжелой формой аутизма
Описание ребенка
• Рома поступил в группу детей с аутизмом в 5,5 лет.
• Проблемы в поведении, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
• Развитие моторики: голова с 2 месяцев, сидеть и стоять с 8 месяцев, ходить с 1 года 3 месяцев.
• Неврологические проблемы: синдром пирамидной и мозжечковой недостаточности.
Особенности раннего развития
• Гуление и лепет по возрасту, первые слова и фразы с 1 года.
• Срыгивание до 7 месяцев, равнодушие к мокрым пеленкам.
• Контакты с родными с 3-4 месяцев, негативизм к чужим до 1 года.
Развитие речи и моторики
• На 2 году быстро развивалась речь, запоминал и воспроизводил стихи и прозу.
• Моторная неловкость, долго не осваивал навыки самообслуживания.
• К 3 годам речь стала невнятной, появилось заикание.
Поведение и контакты
• Плохо спал, извращенная формула сна до 3 лет.
• С 5 лет начал много читать, полностью «уходя» в мир книг.
• С детьми не общался, был раним, не переносил глазного контакта.
Попытки лечения и адаптации
• С 5 лет находился под наблюдением детского психиатра, улучшилась речь.
• Попытка помещения в детский сад в 4 года, Рома был напуган.
• Дома с родными и няней были ссоры, взрывы гнева.
Установление контакта
• Контакт установлен при работе с конструктором, Рома проявлял интерес к чтению схем.
• В 5,5 лет принят в группу для детей с аутизмом при НИИ дефектологии АПН.
Первые наблюдения
• Нарушение контакта, разлаженность поведения, агрессия, трудности сосредоточения внимания.
• Правильный грамматический строй речи, достаточный словарный запас.
Установление контакта
• Лицо мальчика малоподвижное, импульсивен, агрессивен.
• Постепенно успокаивался, называл свое имя и имя матери.
Работа с конструктором
• Работа с конструктором продолжалась несколько недель.
• Обнаружены нарушения тонкой моторики, слабая точность и координация движений.
Первый этап работы
• Закрепление контакта и отработка взаимодействия с ребенком.
• Рома читал инструкцию, педагог слушала и выполняла.
• Интерес и внимание педагога.
Формирование избирательного контакта
• Рома нашел в педагоге союзника и научился следить за её действиями.
• Педагог вносила поправки в изделия, предупреждая ошибки.
• Рома научился координировать слова и действия, задавать вопросы.
Основные направления работы
• Развитие предметно-практической деятельности через взаимодействие с педагогом.
• Обучение взаимодействию с детьми в группе.
• Снятие страхов, напряжения, агрессии, обучение трудовым навыкам.
Первый этап работы
• Эмоционально значимое взаимодействие с ребенком.
• Развитие предметно-практических и конструктивных навыков.
• Рома стал более спокойным и контактным, но агрессия продолжалась.
Второй этап работы
• Расширение сферы взаимодействия с ребенком.
• Ввод новых заданий в планирование домашнего режима.
• Развитие учебных навыков и интереса к учению.
Третий этап работы
• Усложнение стереотипа игры в «капитана».
• Рома впервые сел за парту и начал работать.
• Выявились зеркальное письмо и левшевство, но буквы становились ровнее.
Итоги работы
• Рома стал усидчивее, мог высидеть 40-45 минут.
• Буквы и цифры становились ровнее, но бывали срывы.
• Игра в «капитана» продолжалась почти 2 месяца.
Начало работы с Ромой
• Рома был сильно разлажен и недоступен для обучения
• Обучение письму проводилось одновременно с изобразительной деятельностью
• Использовались игровые приемы, такие как «лебедушка»
Развитие тонкой моторики
• Работа с пластилином и природными материалами
• Напевание русской народной песни «Лебедушка»
• Рома стал спокойнее и более управляемым
Интерес к труду
• Рома увлекся работой с электроконструктором
• Изготовление вентилятора вызвало интерес к труду
• Рома стал более усидчивым и целенаправленным
Перенос навыков в другие условия
• Изготовление зубцов пилы из бумаги, затем из картона
• Переход к изготовлению «слесарных инструментов»
• Рома стал более спокойным и организованным
Поддержка в массовой школе
• Рома ходил в школу 1 раз в неделю и 4 раза занимался в группе
• В классе сидел на первой парте, подчиняясь распорядку
• Наибольшие успехи в чтении и устном счете
Продолжение обучения в группе
• Рома испытывал затруднения на занятиях по письму, труду и рисованию
• В группе продолжали обучение нужным навыкам
• Рома постепенно привыкал к столярным инструментам
Перенос деятельности в домашние условия
• Рома стал более организованным дома
• Родители заметили улучшение поведения и занятости ребенка
Условия для целенаправленного поведения
• Интерес к трудовым занятиям расширялся
• Рома планировал занятия, но мог переключаться на работу по заданию
Посещение школы
• Способствовало организации и ответственному отношению к делу
• Учительница поддерживала контакт с дефектологом
Этапы коррекционной работы
• Преодоление аффективной и поведенческой патологии
• Отработка взаимодействия и целенаправленного поведения
• Закрепление способов произвольной деятельности
Приемы создания успеха
• Взрослый незаметно помогал и показывал вклад ребенка
• Важно дать почувствовать радость от успеха
Развитие навыков
• Рома научился делать разметку, пилить, соединять детали
• Переходил от моделирования из картона к электронным конструкторам
• Преодолел страх перед столярными инструментами
Работа с деревом
• Рома построил деревянный домик, получил отличную оценку
• Научился использовать столярные инструменты на верстаке
Развитие тонкой моторики
• Учился вышивать, ткать, печатать на машинке
• Писал сочинения, жалобы, вел дневник
Развитие изобразительной деятельности
• Педагог рисовала под диктовку Ромы, внося поправки
• Рома начал соотносить движения руки с получающимися штрихами
• Педагог постепенно уменьшала помощь, предлагая дополнить изображение
Саморегуляция и координация
• Гибкое переключение работы Ромы в русло плана педагога
• Использовались коррекционные приемы по развитию зрительно-моторной координации
Специальная программа
• Разработана программа по развитию графических и оптико-пространственных навыков
• Обучение начиналось с предметных действий, а не с изобразительной деятельности
Особенности работы с аутичными детьми
• Важно учитывать избирательный интерес ребенка при выборе материалов для рисования.
• Фломастеры оставляют более яркий след, чем карандаши.
• Работа требует много времени и терпения.
Развитие техники рисования у Ромы
• Рома не умел рисовать, но проявлял интерес к рисованию.
• Вопросы педагога помогали осознать связь изображения с реальным миром.
• Использование необычных объектов и красок привлекало внимание Ромы.
Трудности и успехи в обучении
• Рома начал рисовать только «свое», но постепенно интерес к рисованию усиливался.
• Педагог использовал гибкость в переключении на необходимую деятельность.
• Рома научился рисовать предметы округлой формы и работать в группе.
Развитие моторики и ручной умелости
• Отрабатывались движения для различных конфигураций и зрительный контроль.
• Использовались различные материалы и поверхности для отработки движений.
• Рома перешел к работе в тетрадях и рисованию геометрических фигур.
Результаты и выводы
• Катамнестические наблюдения показали положительную динамику социализации Ромы.
• Рома научился писать, ткать, печатать, овладел столярными инструментами и фотографией.
• Он хорошо знает классическую литературу и поет романсы.
• Руки Ромы стали сильными и ловкими, он изготавливал настольные игры.
• Рома хорошо относится к детям и старается преодолевать свои недостатки.
Работа с Романом
• Педагог использовала сверхценный интерес и патологические влечения Романа для развития интереса к работе.
• Вносила коррективы в рисунки, чтобы приблизить их к реальности.
• Обучала технике рисования, используя различные материалы и виды трудовой деятельности.
Развитие навыков и социализация
• Учила выполнять задания, отрабатывала тонкости техники рисования.
• Роман становился более самостоятельным и добрым, овладел трудовыми навыками.
• Семья активно взаимодействовала с педагогами, что способствовало адаптации и социализации.
Переход к письму
• После отработки точности формообразующих линий, учили рисовать различные формы и конструкции.
• Штриховка контуров предметов и конструкций укрепляла мелкие мышцы пальцев и кистей рук.
• Переход к письму осуществлялся постепенно, через рисование узоров и подготовку к написанию элементов букв.
Катамнез
• Роман закончил 11 классов с отличными оценками, поступил в университет.
• Получил приз за участие в передаче «Что? Где? Когда?».
• В 30 лет работает и путешествует с матерью по разным странам.